Автомобильные дороги федерального значения — важнейшие автомобильные дороги России. К ним относятся дороги:
- соединяющие Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами субъектов России (обозначаются префиксом М);
- входящие в состав европейской и азиатской международных автодорожных сетей (обозначаются префиксами E и AH параллельно с национальным обозначением).
Кроме того, к федеральным дорогам могут относиться дороги:
- соединяющие между собой административные центры субъектов России (обозначаются префиксом Р);
- подъездные и соединительные дороги (обозначаются префиксом А):
- подъезды к крупнейшим транспортным узлам и специальным объектам;
- подъезды от административных центров субъектов России, не имеющих связи по автомобильным дорогам общего пользования с Москвой, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо к границам сопредельных государств;
- соединяющие между собой автомобильные дороги федерального значения.
Обозначения:
- согласно иллюстрациям к правилам дорожного движения на дорожных знаках номер автомобильной дороги (маршрута) пишется слитно с префиксом: М1;
- в официальных документах номер автомобильной дороги отделяется от префикса дефисом, а название дороги следует далее в кавычках: М-1 «Беларусь».
Автодороги федерального значения находятся в юрисдикции федеральных властей.
Магистральные дороги федерального значения
| Номер | Название | Маршрут | км | |
|---|---|---|---|---|
| М1 | E 30 AH6 | Беларусь | Москва — граница с Белоруссией | 440 |
| М2 | E 105 | Крым | Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород — граница с Украиной | 720 |
| М3 | E 101 | Украина | Москва — Калуга — Брянск — граница с Украиной | 490 |
| М4 | E 115 E 50 E 592 E 97 | Дон | Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск | 1540 |
| М5 | E 30 AH6 AH7 | Урал | Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск | 1880 |
| М6 | E 119 E 40 AH8 | Каспий | Москва (от Каширы) — Тамбов — Волгоград — Астрахань | 1380 |
| М7 | E 22 E 017 | Волга | Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Уфа | 1340 |
| М8 | E 115 | Холмогоры | Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск | 1270 |
| М9 | E 22 | Балтия | Москва — Волоколамск — граница с Латвией | 610 |
| М10 | E 105 AH8 | Россия | Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург | 870 |
| E 18 AH8 | Скандинавия | Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндией | ||
| М11 | E 20 | Нарва | Санкт-Петербург — граница с Эстонией (на Таллин) | 140 |
| М18 | E 105 | Кола | Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — граница с Норвегией | 1590 |
| М20 | E 95 | Псков | Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель — граница с Белоруссией | 500 |
| М29 | E 50 E 117 E 119 AH8 | Кавказ | Краснодар (от Павловской) — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном | 1110 |
| М51 | E 30 AH6 | Байкал | Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск | 1530 |
| М52 | AH4 | Чуйский тракт | Новосибирск — Бийск — Ташанта — граница с Монголией | 966 |
| М53 | AH6 | Байкал | Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск | 1860 |
| М54 | Енисей | Красноярск — Абакан — Кызыл — граница с Монголией | 1050 | |
| М55 | AH6 | Байкал | Иркутск — Улан-Удэ — Чита | 1110 |
| М56 | Лена | Невер — Якутск | 3720 | |
| Колыма | Якутск — Магадан | |||
| М58 | AH30 | Амур | Чита — Невер — Свободный — Архара — Биробиджан — Хабаровск | 2100 |
| М60 | AH6 | Уссури | Хабаровск — Раздольное — Владивосток | 760 |
| Восток | Хабаровск — Красный Яр — Ариадное — Чугуевка — Находка | 824 | ||
| А119 | Вятка | Чебоксары — Йошкар-Ола — Киров — Сыктывкар | 872 | |
Прочие дороги федерального значения
| Номер | Название | Маршрут | |
|---|---|---|---|
| М13 | Брянск — Новозыбков до границы с Белоруссией (на Гомель, Пинск, Кобрин) | ||
| М19 | E 50 | Новошахтинск — Майский (из Киева через Полтаву, Харьков) от границы с Украиной до магистрали М4 «Дон» | |
| М21 | E 40 AH70 | Волгоград — Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинёв) | |
| М23 | E 58 | Ростов-на-Дону — Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу) | |
| М25 | E 97 | Новороссийск — Керченский пролив (на Симферополь) | |
| М27 | E 97 | Джубга — Сочи до границы с Грузией (на Тбилиси, Баку) | |
| М32 | E 121 AH63 | Самара — Большая Черниговка до границы с Казахстаном (на Уральск, Актюбинск, Кзыл-Орду, Шымкент) | |
| М36 | E 123 AH7 | Челябинск — Троицк до границы с Казахстаном (на Кустанай, Караганду, Балхаш, Алма-Ату) | |
| М38 | E 127 AH60 | Омск — Черлак до границы с Казахстаном (на Павлодар, Семипалатинск, Майкапчагай) | |
| А101 | Калужское шоссе | Москва — Малоярославец — Рославль до границы с Белоруссией (на Бобруйск, Слуцк) | |
| А103 | Щёлковское шоссе | Москва — Черноголовка (с подъездами к Щёлково и Звёздному городку) | |
| А104 | Дмитровское шоссе | Москва — Дмитров — Дубна | |
| А105 | Рублёво-Успенское шоссе | ||
| А106 | Ильинское шоссе | (со спецподъездами) | |
| А107 | Московское Малое Кольцо | через Икшу, Ногинск, Бронницы, Голицыно, Истру | |
| А108 | Московское Большое Кольцо | через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин (с подъездом к государственному комплексу «Таруса» и проездами по его территории) | |
| А112 | Тверь — Ржев | ||
| А113 | Кострома — Иваново | ||
| А114 | Вологда — Новая Ладога до магистрали М18 «Кола» (через Тихвин) | ||
| А116 Р56 | Великий Новгород — Псков (через Сольцы, Порхов) | ||
| А120 | Магистральная | Санкт-Петербургское южное полукольцо через Кировск, Мгу, Гатчину, Большую Ижору | |
| А129 | Санкт-Петербург — Приозерск — Сортавала — Петрозаводск | ||
| А141 | Орёл — Брянск до магистрали М3 «Украина» | ||
| Брянск — Смоленск до границы с Белоруссией (через Рудню, на Витебск), подъезд к Смоленску | |||
| А142 | E 391 | Тросна — Калиновка | |
| А144 | E 38 AH61 | Курск — Воронеж — Борисоглебск до магистрали М6 «Каспий» — Саратов | |
| А146 | E 115 | Краснодар — Новороссийск (до Верхнебаканского) | |
| А148 | Старое Краснополянское шоссе | Адлер (от М27) — Красная Поляна | |
| А151 | Цивильск — Ульяновск | ||
| А154 | Астрахань — Элиста — Ставрополь | ||
| А155 | истор. неофиц. Военно-Сухумская дорога | Черкесск — Домбай до границы с Грузией с подъездами к международному центру отдыха «Архыз» и к специализированной астрофизической обсерватории Российской академии наук | |
| А156 | Лермонтов — Черкесск | ||
| А157 | Минеральные Воды (аэропорт) — Кисловодск | ||
| А158 | Прохладный — Эльбрус через Баксан | ||
| A161 | Абакан — Абаза — Ак-Довурак | ||
| A162 | Кызыл — Ак-Довурак | ||
| A163 | Чадан — Хандагайты — граница с Монголией | ||
| А164 | Култук — Монды | ||
| А165 | AH3 | Улан-Удэ (от М55 «Байкал») — Кяхта до границы с Монголией | |
| А166 | AH6 | Чита — Забайкальск до границы с Китаем | |
| А180 | От 524 км дороги М60 — Яковлевка— Варфоломеевка— к 130 км дороги А181 | ||
| А181 | От 627 км дороги М60 — Осиновка — Арсеньев — Варфоломеевка — Кавалерово — Дальнегорск — Рудная Пристань | ||
| А182 | От 642 км дороги М60 — Хороль — Камень Рыболов — Турий Рог | ||
| А183 | От 595 км дороги М60 — Ярославский — Жариково — Комиссарово | ||
| А184 | Уссурийск (от 660 км дороги М60) — Галенки — Липовцы — Пограничный | ||
| А188 | Угловое (от 734 км дороги М60) — Артем — Фокино — Находка | ||
| А189 | Раздольное (от 699 км дороги М60) — Барабаш — Краскино — Хасан | ||
| А212 | E 77 | Псков — Изборск до границы с Эстонией (на Ригу) | |
| А216 | E 77 | Гвардейск — Неман до границы с Литвой (через Шяуляй, Елгаву на Ригу) | |
| А229 | E 28 E 77 | Калининград — Черняховск — Нестеров до границы с Литвой (на Вильнюс, Минск) | |
| А301 | E 117 | истор. неофиц. Военно-Грузинская дорога | Владикавказ — Нижний Ларс до границы с Грузией |
| А349 | AH64 | Барнаул — Рубцовск до границы с Казахстаном (на Семипалатинск) | |
| Р1 | Архангельск — Каргополь — Вытегра — Прокшино | ||
| Р2 | Череповец — Няндома — Каргополь — Пудож | ||
| Р5 | Вологда — Пудож — Медвежьегорск | ||
| Р6 | Череповец — Белозерск — Липин Бор | ||
| Р7 | Чекшино — Тотьма — Никольск | ||
| Р8 | Устюжна — Валдай | ||
| Р92 | Калуга — Перемышль — Белёв — Орёл | ||
| Р119 | Орёл — Ливны — Елец — Липецк — Тамбов | ||
| Р132 | Калуга — Тула — Михайлов — Рязань | ||
| Р157 | Урень — Великий Устюг - Котлас | ||
| Р158 | Нижний Новгород — Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) | ||
| Р175 | Йошкар-Ола — Зеленодольск до магистрали М7 «Волга» | ||
| Р178 | Саранск — Сурское — Ульяновск | ||
| Р193 | Воронеж — Тамбов | ||
| Р194 | От дороги А144 — Острогожск — Россошь — Кантемировка | ||
| Р208 | Тамбов — Саратов | ||
| Р209 | Тамбов — Пенза | ||
| Р215 | E 119 AH8 | Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала | |
| Р228 | Сызрань — Саратов — Волгоград | ||
| Р239 | Казань — Оренбург | ||
| Р241 | Казань — Буинск — Ульяновск | ||
| Р242 | E 22 | Пермь — Екатеринбург | |
| Р253 | Майкоп — Усть-Лабинск — Кореновск | ||
| Р254 | подъезд к Кавказскому государственному биосферному заповеднику от Майкопа через Гузерипль | ||
| Р285 | Кочубей — Нефтекумск — Зеленокумск — Минеральные Воды | ||
| Р291 | Урвань (от М29 «Кавказ») — Уштулу через Верхнюю Балкарию | ||
| Р297 | истор. неофиц. Военно-Осетинская дорога, неофиц. Транскавказская автомагистраль | Владикавказ — Алагир | |
| Р298 | Алагир (от М29 «Кавказ») — Нижний Зарамаг до границы с Грузией | ||
| Р301 | E 117 | подъезд к аэропорту Владикавказа | |
| Р314 | Уфа — Оренбург | ||
| Р335 | Оренбург — Илек до границы с Казахстаном (на Уральск) | ||
| Р344 | Нытва — Кудымкар | ||
| Р351 | E 22 | Екатеринбург — Тюмень | |
| Р354 | Екатеринбург — Шадринск — Курган | ||
| Р402 | E 22 E 30 | Тюмень — Ялуторовск — Ишим — Омск | |
| Р404 | Тюмень — Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, обход Нефтеюганска | ||
| Р418 | Иркутск — Усть-Ордынский | ||
| Р447 | Находка — Лазо — Кавалерово | ||
| Р448 | Лазо — Преображение | ||
| Р449 | От 405 км дороги М60 — Лесозаводск — Горные Ключи(к 433 км дороги М60) | ||
| Р454 | Хабаровск — Комсомольск на Амуре | ||
| Р455 | Биробиджан — Ленинское | ||
| Р488 | Южно-Сахалинск — Корсаков | ||
| Р495 | Южно-Сахалинск — Холмск | ||
| КАД | Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга | ||
| Объездная дорога Сочи (Дублёр Курортного проспекта г. Сочи) | от 172-го км дороги М27 (река Псахе) до реки Агура | ||
| Вилюй | от автомобильной дороги М53 «Байкал» через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска | ||
| Западный обход г. Уфы | |||
| подъезд к границе с Китаем (с. Джалинда) от дороги М56 «Лена» | |||
| подъезд к государственному комплексу «Завидово» (с проездами по его территории) от автомобильной дороги М10 «Россия» | |||
| подъезды от дороги А101 к дому отдыха «Архангельское», к подсобному хозяйству «Воскресенское», к санаторию и дому отдыха «Десна» | |||
| Подъезд от Московского большого кольца А108 (участок Каширо-Симферопольского перегона) к объекту «Семеновское» с проездами по его территории | |||
| Автомобильные подъезды до аэропорта, морского, речного порта, железнодорожной станции от городов Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Дудинка, Нарьян-Мар, Салехард и рабочих посёлков Палана, Тура | |||
Европейские маршруты на территории России
| Номер | Маршрут в России |
|---|---|
| E 18 | М10 граница с Финляндией — Санкт-Петербург |
| E 20 | М11 граница с Эстонией — Санкт-Петербург |
| E 22 | М9 граница с Латвией — Москва М7 Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Елабуга Елабуга — Ижевск — Игра Р242 Игра — Пермь — Екатеринбург Р351 Екатеринбург — Тюмень Р402 Тюмень — Ишим |
| E 28 | А194 граница с Польшей — Калининград А229 Калининград — граница с Литвой |
| E 30 | М1 граница с Белоруссией — Смоленск — Москва М5 Москва — Рязань — Пенза — Тольятти — Самара — Уфа — Челябинск М51 Челябинск — Курган — Макушино Макушино — Ишим Р402 Ишим — Омск |
| E 38 | Р199 граница с Украиной — Курск А144 Курск — Воронеж — Саратов Р236 Саратов — граница с Казахстаном |
| E 40 | М21 граница с Украиной — Волгоград М6 Волгоград — Астрахань А340 Астрахань — граница с Казахстаном |
| E 50 | М19 граница с Украиной — Новошахтинск М4 Новошахтинск — Ростов-на-Дону — Павловская М29 Павловская — Минеральные Воды — Грозный — Махачкала |
| E 58 | М23 граница с Украиной — Таганрог — Ростов-на-Дону |
| E 77 | А194 граница с Польшей — Калининград А229 Калининград — Толпаки А216 Толпаки — граница с Литвой А212 граница с Эстонией — Псков |
| E 95 | М20 Санкт-Петербург — Псков — граница с Белоруссией |
| E 97 | М25 граница с Украиной — Новороссийск М4 Новороссийск — Джубга М27 Джубга — Сочи — граница с Грузией |
| E 101 | М3 граница с Украиной — Брянск — Калуга — Москва |
| E 105 | М18 граница с Норвегией — Мурманск — Петрозаводск — Санкт-Петербург М10 Санкт-Петербург — Великий Новгород — Тверь — Москва М2 Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород — граница с Украиной |
| E 115 | М8 Ярославль — Москва М4 Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар А146 Краснодар — Новороссийск |
| E 117 | М29 Минеральные Воды — Нальчик — Беслан А301 Беслан — Владикавказ — граница с Грузией |
| E 119 | М6 Москва — Тамбов — Волгоград — Астрахань Р216 Астрахань — Лиман Р215 Лиман — Махачкала М29 Махачкала — граница с Азербайджаном |
| E 121 | М32 Самара — граница с Казахстаном |
| E 123 | М36 Челябинск — граница с Казахстаном |
| E 125 | Р403 Ишим — граница с Казахстаном |
| E 127 | М38 Омск — граница с Казахстаном |
| E 262 | А116 граница с Латвией — Остров |
| E 391 | А142 Тросна — граница с Украиной |
| E 592 | М4 Краснодар — Джубга |
| E 017 | М7 Елабуга — Уфа |
Состояние дорожной сети
Общая протяжённость российской сети автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения оценивается Росавтодором в 1.1 млн км. (в том числе протяжённость местных дорог — 0.5 млн км), что явно недостаточно для такой страны, как Россия (для сравнения: протяжённость автодорог США составляет 6.4 млн км, Индии — 3.4 млн км). Более или менее дорожная сеть сформирована в европейской части России. Здесь сеть имеет радиальную структуру: большинство дорог расходится в разные стороны от Москвы, что удобно для перемещения из Москвы /в Москву, но неудобно для всех остальных случаев. К сети дорог за Уралом с трудом можно применить сам термин «сеть», так как она состоит по сути из одной федеральной дороги, идущей от Челябинска до Хабаровска параллельно государственной границе с Китаем и Монголией, с единственным существенным ответвлением на Якутск — Магадан (М56). Практически отсутствуют дороги меридионального направления.
Среди дорог федерального значения встречаются как (немногие) автомагистрали высокого класса с многополосным движением, разделительными полосами, ограничением скорости 110 км/ч (трассы «Дон» М4, «Крым» М2 в Московской области), так и грунтовые дороги, в том числе труднопроходимые в межсезонье (отдельные участки дороги «Амур» М58, «Лена» М56).
Некоторые дороги федерального значения, несмотря на статус, по качеству покрытия хуже многих дорог регионального и даже местного значения, например М6 «Каспий», Р132 Калуга-Тула, Р215 E 119 AH8 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала.
Инфраструктура автодорог в целом находится в зачаточном состоянии. Относительно более развита сеть АЗС, главным образом, за счёт активного строительства новых станций игроками федерального и местного уровней в 2000-е годы. Остальные виды придорожного сервиса (точки общественного питания, мотели, автосервис и техпомощь, справочные услуги и др.) разбиты слабо или не развиты вовсе.
Строительство и реконструкция дорог
Несмотря на существенное несоответствие количества и качества автодорог потребностям экономики и населения России, строительство новых дорог ведётся вяло. Из освещаемых властями и СМИ объектов строительства можно отметить укладку твёрдого покрытия на трассе Чита-Хабаровск (М58), строительство альтернативной трассы от Джубги до Сочи, кольцевой дороги в Санкт-Петербурге, реконструкцию ряда федеральных трасс, в том числе «Дон» М4.
При строительстве дорог по-прежнему применяется морально устаревшая, дорогая и медленная технология асфальтобетонного покрытия, к тому же не слишком пригодная для климата России и требующая частого ремонта покрытия. По мнению исследователей, использование такой технологии ведёт в финансово-технологический тупик. Выходом из него могло бы стать использование бетонных технологий, в частности технологии бетонных плит, стянутых стальными тросами, которая активно используется в США, позволяя быстро, дешево и качественно строить дороги.
Возможно, ситуация изменится в связи с тем, что проблема используемых дорожных технологий рассмотрена на самом высоком уровне: в послании Президента РФ Федеральному Собранию (12 ноября 2009). Например, по информации, размещённой на сайте Росавтодора в январе 2010, восточный обход Новосибирска (часть дороги М52) планируется строить с применением цементно-бетонного покрытия.
Управление дорогами федерального значения
От имени Российской Федерации эксплуатацией, ремонтом и строительством дорог занимается федеральное агентство Росавтодор при Министерстве транспорта РФ. В июле 2009, несмотря на сопротивление Совета Федерации, был принят закон о создании государственной компании "Российские автомобильные дороги", в ведение которой в ближайшее время планируется передать все дороги федерального значения.
