Основная цель большинства продвинутых автовладельцев — это улучшение мощностных показателей двигателя. Предположим, хозяин устанавливает распредвалы с измененной высотой подъема клапана и, естественно, не сможет обойтись без программы. А до кучи навешивает всяких фильтров, глушителей, дросселей с увеличенным диаметром, главную пару в коробку передач и т.п., словом, стандартный джентльменский набор. При этом необходимо учесть в программе любые изменения, затрагивающие работу системы впрыска и смежных с ней, допустимч, системы газораспределения. Выбор: готовая программа (Plug and Play — к примеру, под конкретные распредвалы) или написание программы индивидуальной. Почему вообще человек должен задуматься? Просто потому, что при некорректных калибровках, в которых где-то есть ошибка или неточность, нас ждут печальные последствия в виде повышенного расхода, тяжелого холодного пуска, тупизны машины, провалов в каких-то диапазонах оборотов и главное — ДЕТОНАЦИИ.
Это страшное слово для любого моториста, это коварный пожиратель ресурса, это кариес для мотора. Конечно же, установщик скажет, что все давно проверено и куча народа на этой программе уже носится с визгами радости по вашему родному городу, просто вы их не замечаете в силу того, что их скорость превышает порог восприятия глаза. Возможно. Наверное, подойдет. Да и стоит недорого. Дальше самое интересное. Не в том дело, что программа эта изначально писалась на машине с другим прямоточным глушителем и фильтром поролоновым, а не марлевым (воспринимать иносказательно — как сравнение), а возможно, и без машины вовсе, просто дома или в офисе, а в том, что двух одинаковых машин не бывает, особенно отечественных. Вот несколько примеров: во-первых, производственный брак, но это «лечится». Погрешность или плохая работа датчиков от расходомера и l-зонда до датчика положения дросселя и в придачу температурных. Залипание или неполный ход дросселя. Форсунка, льющая не в нужную точку, а куда-то вкось или плохо открывающаяся. Неодинаковая работа свечей и в конце концов состояние мотора, грязь на клапанах, из-за которых парочка из них плохо закрываются. Это, понятно, «не лечится» программированием! Но ставит перед выбором: первый вариант — все некачественные детали заменить, перебрать мотор и оставить в покое контроллер, выкинув из головы ненужный чип-тюнинг. Либо второй вариант — выяснив путем предметной диагностики существующие дефекты и все же устанавливая облюбованные распредвалы, так заманчиво блестящие на витрине, помнить и, по возможности, анализируя программу, учитывать в новых калибровках слабые места в характеристиках двигателя. В этом случае готовая программа даст эффект с вероятностью 50%. Лотерея. Зависит от того, где купить и кто ее писал. Не скачана ли она в разделе обновлений на сайте безумного рейсера, у которого родители машину отобрали еще на прошлое Рождество. Это все равно, что пошить костюм по телефону, не видя клиента и не снимая мерок. Не получится. Если это не деревянный макинтош. Но вернемся к первому варианту. Немало людей, решивших пойти на настройку чипа, выслушав специалистов и пройдя диагностику, просто едут менять некачественные или изношенные детали и получают удовольствие от того, как по-новому заработало сердце их железного коня. Это мы говорим только о тех, кто не собирался менять комплектацию двигателя и ставить не заводские, предписанные детали. Для остальных более серьезно настроенных на переделки мотора людей работает вариант два, поскольку он неизбежен. Не будем углубляться в примеры переделок системы питания и установки нагнетателей на ВАЗовский мотор, об этом поведают люди, собственноручно реализующие это на деле.