Глава Федеральной антимонопольной службы заявил, что население ждет очередное повышение цен на топливо Цены на бензин скоро вырастут. Об этом в среду предупредил автомобилистов руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев. По его мнению, вероятность роста цен на топливо особенно высока в апреле, а аналитики вообще уверены, что годичные нормы роста цен будут исчерпаны к концу первого квартала. Участники рынка категорически отрицают такую возможность.
Цены на бензин скорее всего начнут расти уже в феврале, считает аналитик инвестиционной компании «Файненшл Бридж» Игорь Васильев. «Повышение цены на топливо скорее будет происходить постепенно, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Васильев. – В итоге сезонное повышение будет на уровне 10%».
Общероссийский масштаб
Эксперты нефтяной компании (НК) «ЛУКОЙЛ» придерживаются оптимистичного прогноза. Как сообщили деловой газете ВЗГЛЯД в пресс-службе компании, они сохраняют прогноз, данный президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым, о том, что цены на топливо поднимутся на 10–11% лишь в целом за год.
Напомним, что 1 октября 2005 года цены на моторное топливо были заморожены в связи с резким скачком в сентябре. С нового года их снова «освободили».
Основным фактором, определяющим стоимость бензина, являются цены на нефть на мировом рынке, а нефть, по последним данным, обещает только дорожать. Но стоимость бензина в России зависит еще от ряда причин. Например, по мнению главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игоря Артемьева, рост цен на топливо зачастую провоцируют сами нефтяные компании.
«Примерно в 20% случаев повышение цен на бензин – попытка монополистов заработать на потребителях», – цитирует Артемьева РИА «Новости».
Однако реальных полномочий у его ведомства для борьбы с подобными сговорами нет, отметил руководитель ФАС, ведь ни одна из нефтяных компаний не занимает на российском рынке долю, превышающую 35%. В итоге ФАС не может применить антимонопольное регулирование в общероссийском масштабе, пояснил Артемьев.
Но аналитики в свою очередь видят основною причину повышения цен на бензин в другой плоскости – они винят в этом существующую систему налогообложения нефтяных компаний. В настоящий момент налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) жестко привязан к стоимости нефти на мировом рынке. Следовательно, чем дороже черное золото, тем больше налогов платит нефтяная компания.
В итоге цены на бензин на внутреннем рынке также оказываются жестко привязанными к мировым ценам на нефть, поскольку компании вынуждены повышать цены на топливо в случае увеличения стоимости нефти.
Внести до 1 апреля
Разговоры об изменении налогообложения нефтяной отрасли начались еще в прошлом году. Например, за дифференциацию НДПИ в декабре 2005 года высказались руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян и президент НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов.
Об этом же попросил правительство и президент России Владимир Путин на совещании во вторник. Глава ФАС в среду также отметил, что он возлагает большие надежды на принятие изменений в закон о налоге на добычу ископаемых.
Эксперты тоже придерживаются мнения, что дифференциация НДПИ поможет в вопросе стабилизации цен на бензин. Как пояснила деловой газете ВЗГЛЯД аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Анастасия Сарапольцева, «предполагается, что меры правительства РФ по снижению налоговой нагрузки, а именно дифференциации НДПИ, повлияют на отказ нефтяных компаний от привязки внутренних цен к мировым ценам».
«Таким образом, цены на бензин будут расти не более чем на 10–15% в год», – уверена эксперт. В пресс-службе НК «ЛУКОЙЛ» газете ВЗГЛЯД заявили, что компания «свои предложения по стабилизации цен на бензин уже внесла и теперь дело за правительством».
«На сегодняшний день конкретные решения по этому вопросу пока приняты не были», – подчеркнули в пресс-службе ЛУКОЙЛ. Однако на днях президент РФ уже поручил Минэкономразвития внести в правительство законопроекты о дифференциации НДПИ до 1 апреля.
Глава ФАС в свою очередь надеется, что данный законопроект начнет работать уже со второго полугодия.
слито
тут