05.07.2006, 01:26 | #1 (permalink) |
El presidente de Z.lo | К-19 4 июля принято вспоминать о трагедии на подводной лодке "К-19", произошедшей в 1961 году. Экипажу субмарины удалось тогда предотвратить ядерный взрыв на борту АПЛ и, как его возможное последствие, третью мировую войну. Ни один из моряков - на "К-19" в тот момент находилось 139 членов экипажа - не получил государственной награды, а семьи погибших остались без поддержки. Почти 30 лет об этой аварии вообще никто не знал, оставшиеся в живых моряки были связаны обязательствами о неразглашении военной тайны. А в этом году всех моряков-очевидцев две неправительственные организации - Фонд Горбачева и Федерация мира и согласия - выдвинули на Нобелевскую премию мира за 2006 год. Но премией мира не награждают посмертно, и она также не может быть вручена целой группе, а потому каждый из оставшихся в живых 48 моряков будет выдвинут на соискание ее по отдельности. АПЛ "К-19" (проект N 658М, тип "Отель") вошла в историю как первая подлодка советского флота, на которой произошла авария, связанная с ядерным реактором. Несмотря на строжайший гриф "совершенно секретно", абсолютно скрыть случившееся было невозможно, и за дурную репутацию моряки между собой называли ее "Хиросимой" или "лодкой Судного дня". Официально только 16 лет назад, в 1990 году, стало известно, что 4 июля 1961 года во время учений "Полярный круг" на подлодке "К-19" под командованием капитана 1-го ранга Николая Затеева, следовавшей в район Северной Атлантики, произошла разгерметизация корпуса и отказ системы охлаждения ядерного реактора. Ценой жизни восьми человек экипаж подлодки предотвратил атомный взрыв, который мог повлечь за собой мировую экологическую катастрофу и начало ядерной войны. По восстановленной хронике событий, рано утром 4 июля 1961 года в 4 часа 15 минут раскаленный пар пробил трубку одного из датчиков давления. В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя, и произошел запредельный разогрев активной зоны реактора. Из-за особенностей его конструкции отключить поврежденный участок было невозможно. И без того тяжелая аварийная ситуация усугублялась политической составляющей. В 1961 году, в разгар Карибского кризиса, мир находился на грани войны, и атомные подводные лодки США и СССР несли постоянное боевое дежурство "в глубинах мирового океана". В частности, советская лодка "К-19" в момент аварии находилась в Норвежском море в непосредственной близости от острова Яй-Майен, где располагалась база НАТО. Взрыв мог быть расценен как военная провокация со стороны СССР, как попытка нанести ядерный удар по побережью Северной Америки. В этом случае ответ со стороны Америки и НАТО был бы неминуем. В данном контексте сослагательное наклонение, которого так не любят историки, имеет реалии вполне прогнозируемого прошлого - с неумолимой гонкой вооружений по обе стороны "железного занавеса". Субмарина "К-19" и ее командир Николай Затеев целых два часа балансировали на грани ставшей вдруг реальной третьей мировой войны. Сто двадцать минут потребовалось экипажу для монтирования нештатной системы охлаждения атомного реактора. За это время 8 человек получили огромные (от 5000 до 6000 бэр) дозы облучения, остальные надышались радиоактивных испарений, но температуру в реакторе удалось вывести на уровень, контролируемый приборами пульта управления. Еще через два часа у моряков начали проявляться признаки лучевой болезни. Спустя считанные дни после аварии умерло 8 членов экипажа АПЛ. Как отмечалось позднее, "работа выполнялась в условиях небывалого уровня лучевой и аэрозольной радиации". Из-за поврежденной антенны главного передатчика Затеев не мог сообщить об аварии на базу. С помощью аварийного передатчика удалось связаться с двумя средними дизельными подводными лодками - "С-159" и "С-270", командиры которых на свой страх и риск сразу же вышли в район аварии. С подходом "С-159" удалось связаться со штабом флота, после чего к терпящей бедствие подлодке на спасательных судах и эсминцах вышли четыре медицинских группы усиления. Руководство лечебно-эвакуационными мероприятиями осуществлял начальник медицинской службы ВМФ генерал-майор Иванов. К концу суток 4 июля на подошедшую "С-270" перешли 65 моряков, а к концу вторых суток аварии Затеев эвакуировал остатки экипажа, так как дальнейшее нахождение на атомной лодке становилось крайне опасным. До 1990 года все, что произошло на подлодке, было строго засекречено. Об аварии не знали даже те, кто сменил экипаж Затеева на "К-19". В 1963 году субмарина снова вышла в море, но ее преследовали как мелкие неприятности, так и крупные аварии. Например, в 1969 году при входе в Белое море подлодка столкнулась с американской субмариной "Гэтоу" и еле дошла до базы. 24 февраля 1972 года на подлодке, возвращавшейся из боевого похода в Северной Атлантике, начался пожар. Он возник в девятом отсеке, но вскоре перекинулся на восьмой и десятый. Причиной пожара стал лопнувший трубопровод гидравлики. Моряки, которые находились в центральной и носовой части лодки, не пропустили огонь в реакторный отсек, но жертв избежать не удалось - погибли 28 человек. Через полгода после ремонта на борту "К-19" вновь вспыхнул пожар - от работы дизеля воспламенились сверхнормативные запасы горюче-смазочных материалов и краски, вывезенные с судоремонтного завода и припрятанные в ограждении рубки. На этот раз обошлось без жертв. Рассказывают, что, наблюдая за входящим в гавань дымящимся атомоходом, окруженным пожарными судами и буксирами, моряки на пирсе понимающе переглядывались: "Хиросима вернулась". К 1978 году лодку снова отремонтировали и, сняв с нее все стратегическое вооружение, переименовали в "БС-19" (Большая лодка Связи). В 1982 году во время стрельб произошло новое несчастье: торпедой был пробит корпус лодки. Экипаж, как и субмарину, спасло то, что она находилась на глубине всего нескольких метров. В начале 1990-х годов лодку полностью исключили из состава Северного флота и отправили в Видяево. Там с нее сняли реактор, а корпус поставили к одному из резервных причалов в очередь на утилизацию. Свой морской век она закончила в разделочном доке в 2003 году. Командир подлодки Николай Затеев умер в 1998 году. Во вторник, спустя 45 лет после предотвращения ядерной трагедии, в Москве на Кузьминском кладбище открыли памятник погибшим морякам, а в Свято-Никольском монастыре отслужили памятный молебен. Программа памятных мероприятий завершится вечером в Доме кино, где героям похода 1961 года вручат памятные медали и знаки. Пройдет также презентация книги "К-19. События, документы, архивы воспоминания". 8 человек, которые спасли мир от ядерного взрыва - Капитан-лейтенант Юрий Повстьев - лейтенант Борис Корчилов - главный старшина Борис Рыжиков - старшина 1 статьи Юрий Ордочкин - старшина 2 статьи Евгений Кашенков - матрос Семен Пеньков - матрос Николай Савкин - матрос Валерий Харитонов взято отсюда
__________________ Aut viam inveniam, aut faciam. |
Реклама | |
05.07.2006, 12:27 | #2 (permalink) |
ZR | ужасная подлодка, кусок железа который постоянно уносил жизни молодых парней. Она явно проклята была. Когда смотрел фильм про нее, то в конце показали список погибших, там примерно сотня имен.
__________________ I cry when angles deserve to die Это бэнтли? Нет это ваз 21099! Никогда о такой не слышала Владимир Ильич Levin |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | Поиск в этой теме |
| |