Марафон - протяженностью от 6500 и до 30 дней. (Попавший в книгу рекордов Гиннеса марафон «ПАРИЖ-МОСКВА-ПЕКИН» 1992 года стартовал в Париже первого сентября и, пройдя по территории многих стран Европы и Азии, финишировал через 30 дней в Пекине. Протяженность маршрута составила 17600км. Хотелось бы заметить, что второе место в абсолютном зачете занял российский экипаж Александр Никоненко / Сергей Таланцев, на автомашине ЛАДА САМАРА Т-3).
В России впервые аналогичные соревнования начали проводиться в 1998 году, хотя отдельные близкие по духу соревнования проводились в Находке или Ленинграде, но они относились все-таки или к классическому ралли или триалу.
Поскольку вид спорта автомобильный, поговорим чуть подробнее о тех самых машинах, на которых и принимают участие в данных соревнованиях. Вот здесь, наверное, и есть единственное сходство ралли-рейдов с другими выше перечисленными дисциплинами. И там и там соревнования проходят на внедорожниках. Но в ралли-рейдах, помимо внедорожников, на многих этапах принимают участие и мотоциклисты и мощные, полноприводные грузовики. Все они делятся на классы, в которых также бывает горячая борьба за призовое место.
Согласно техническому регламенту Международной Автомобильной Федерации утверждены следующие классы:
- Мото - исходя из названия класса тут все понятно;
- Т-1 (вот тут нужны комментарии) - это класс, включающий в себя серийные (заводские) автомобили с минимальными переделками, без изменений в конструкции кузова и подвески;
- Т-2 - автомобили, имеющие значительные изменения по отношению к заводской модели (по силовому агрегату, трансмиссии и подвеске), прототипы свободной конструкции, оригинальные автомобили и багги. Самыми яркими представителями этого класса являются багги Жан Луи Шлессера и концернов Ситроен и Мицубиси;
- Т-4 - грузовики весом более 3, 5 тонн. (В этом классе выступает знаменитая команда «КАМАЗ МАСТЕР» победитель многих этапов мира).
В европейских странах, таких как Италия, Португалия, Испания, Греция эти гонки очень популярны и собирают большое количество участников и зрителей. Родиной ралли-рейдов по праву считается Франция, где ежегодно первого января от Эйфелевой башни стартует, пожалуй, самая известная из ралли-рейдов гонка: «ПАРИЖ-ДАКАР». В 2002 году это соревнование было юбилейным и проводилось в 25 раз.
Несмотря на то, что в России этот вид автоспорта развивается недавно (официально Чемпионат России проводится с 1999 года) на этапах, а их 4-6 в году, собирается до 80 экипажей. Многие фамилии российских гонщиков хорошо известны за рубежом. Выиграв все прошлогодние этапы, чемпионам России 2002 года стала Санкт-Петербургская команда НАРТ ТАЙМ, гонщикам которой принадлежат и первые три места российского чемпионата в абсолютном зачете.
Ну а если отвлечься от формальностей и определений, то можно сказать, что ралли–рейды имеют несколько характерных особенностей, которые выделяют их из других дисциплин автоспорта, создают напряжённую атмосферу внутренней борьбы и делают их перспективной для развития и очень зрелищной дисциплиной.